19 июля 2023Кино
Обновлено 19.07.2023

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился

Кадр из фильма «Флэш» // Источник: Warner Bros. Pictures
Кадр из фильма «Флэш» // Источник: Warner Bros. Pictures

В июне «Флэш» вышел на большие экраны, а через месяц появился онлайн, зрители приняли супергеройский экшен с теплом, но не жаром, а критики старались сохранить лицо, вполне заслуженно ругая ленту за грустный CGI, невнятную попытку вернуть на экраны Бэтменов из 90-х и фан-сервис, который уже всем наскучил.

«Флэш» Андреса Мускетти отправляет супергероя в прошлое, чтобы предотвратить страшное событие на карте своей биографии. Рассказываем, каким получился фильм и разбираемся, почему он так важен для киновселенной DC.

Лирическое отступление от темы

О супербыстром герое DC фильм снимался напряжённо и долго. В разгар коронавируса «Флэша» настиг производственный ад с последующими перестановками в съёмочной группе. Изнывающий от ковидных ограничений, Эзра Миллер отправился в Исландию и устроил скандал в местном баре, подравшись с женщиной. А далее ушёл в полный отрыв: напугал свою подругу в Германии хамским поведением, в отпуске на Гавайях напал на женщину в караоке-баре, украл кошелёк и паспорт у новых знакомых, забрался в чужой дом в Стэмфорде и стащил алкоголь, и самое странное — покровительствовал несовершеннолетней девочке-коренной американке и поселил её у себя на ферме, «защищая» от обеспокоенных родителей. Миллер в ответ на обвинения в груминге и насилии утверждал, что его просто хотят подставить.

Пока фанаты актёра из «Фантастических тварей» пособничали его паранойе и объясняли в тредах, как родители Миллера и его бывшая плели против него заговор, издание Rolling Stones выпустило расследование, где в красках и деталях раскрыло ещё пару подробностей жизни актёра: Миллер похоже решил учредить секту и уже успел накопить нехилую коллекцию оружия. Описать в двух словах все «подвиги» артиста невозможно, судебных исков и таблоидных заголовков уже достаточно, чтобы актёра «отменили». Но как бы не так.

Из-за скандальной заглавной звезды «Флэш» держался на волоске, но для Warner Bros. дешевле было заглушить грехи эксцентричного актёра, чем спускать феноменальный бюджет в 200 миллионов, $ потраченных на производство. Поэтому корпорация запустила масштабную промо-кампанию ценой в 150 миллионов, $ разослав на каждый «утюг» весточку с посланием: «Флэш» — главный блокбастер года, лучший фильм в истории DC. Миллер и сам начал заботиться о репутации: принёс публичные извинения за свои поступки в издании Variety, переехал к маме и согласился на психиатрическую помощь.

Глобальная задача «Флэша»

Обложка комикса Flashpoint, иллюстрация Энди Куберта

Обложка комикса Flashpoint, иллюстрация Энди Куберта

Основанный на комиксе «Флэшпоинт» Джеффа Джонса и Энди Куберта, фильм режиссёра Андреса Мускетти и сценаристки Кристины Ходсон ставит точку в расширенной вселенной DC, начатой Заком Снайдером в 2013 году фильмом «Человек из стали». «Флэш» символично завершает вселенский проект на той же самой ноте, вспоминая сюжет о вторжении криптонианцев на Землю.

Комикс и экранизация могут отличаться по содержанию, но схожи в одном — оба произведения предназначались для перезапуска вселенной. После «Флэшпоинта» издательство вновь обновило всю комикс-вселенную, открыв новую эру «The New 52», переписав сюжетные линии уже знакомых героев и проверив аудиторию на лояльность к изменением.

«Флэш» для киновселенной оказывает ту же услугу — позволяет закрыть все арки Снайдера с помощью мультивселенной и перезапустить этот мир на содержательном и художественном уровне буквально с нуля. После выхода «Аквамена 2» и боевика «Синий Жук» франшиза окажется в руках Джеймса Ганна и Питера Сафрана, а первой точкой новой эпохи станет фильм «Супермен: Наследие». На авторов возлагают большие надежды по объединению всех разрозненных повествований DC общей тональностью. Возможно, супергероику ждёт ренессанс после насыщенного десятилетия и неважных сборов. «Флэш», например, потерпел катастрофические убытки и совсем не окупился в прокате.

Сюжет

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 2

В центре «Флэша» успевшие устареть темы мультивселенных и «эффекта бабочки». По сюжету Барри Аллен, он же Флэш, пошёл учиться на криминалиста, чтобы самому доказать невиновность своего отца в убийстве матери, произошедшем много лет назад. Несмотря на суровость положения героя, фильм открывает весёлая и донельзя абсурдная сцена с падением младенцев из родильного отделения многоэтажной больницы. А продолжение уже в деталях показывает рутину супергероя.

Харизматичному весельчаку из Лиги Справедливости в жизни не над чем посмеяться: работа криминалиста скучна, каждый день приходится подчищать за Бэтменом следы его радикальной борьбы с преступностью, вдобавок у отца близится роковой суд, хэппи-энд не предвидится, друзей особо нет, один Брюс Уэйн, кажется, с ним в одной лодке скорби и депрессии.

В критический момент раздумий Барри осеняет идея вернуться в прошлое и предотвратить трагическое событие. Герой разбегается сверх скорости света и поворачивает время вспять. Подменив лишь одну деталь в цепочке событий, он пересшивает всю ткань времени. Появляется не второе альтернативное будущее, а меняется всё, включая последовательность прошлых событий.

Что там в прошлом?

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 3

В прошлом он встречает 18-ти летнего себя, уже совершенно другого по характеру парня, который в жизни не знал никаких трудностей. Он — сын любящих родителей. Обладатель бесценного по нынешним меркам дара — функциональной, здоровой семьи. Поначалу наивный Барри из прошлого предстаёт как sidekick персонаж без двойного дна, доверчиво следующий за главным героем, но с развитием событий он всё же обретает возможность для звёздного часа. Герой, как и уже знакомый нам Флэш, готов ввязаться в спасение мира.

Над планетой тем временем нависла страшная угроза — Майкл Шеннон в образе генерала Зода, криптонианского воителя, спускается прямиком из фильма «Человек из стали» обратно на Землю. Вместе с войском он планирует терраформировать обитель людей под нужды бездомной инопланетной расы, а заодно отыскать Супермена, в крови которого течёт источник возрождения расы криптонианцев. Не станет сюрпризом, что в этом измерении вместо Супермена — Супергёрл в исполнении Саши Калле.

Предыдущий опыт встречи с вторжением криптониан оставил на ещё неопытном супергеройском сердце Флэша шрам, напоминающий ему о двусмысленности карьеры спасателя человечества: один подвиг ничего не меняет, а порой только множит боль и страдания.

По злой иронии Флэш не в состоянии применить сделанные выводы по отношению к собственной судьбе, ему недостаёт эмоциональных сил оставить всё плохое в прошлом.

Как устроен «Флэш»

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 4

Очевидно, идеи «Флэша» не новы, сырбор с мультивселенными — измученный троп всей последней супергероики, который одним наскучил, а в других способен вызвать лишь пару эмоций. Мускетти забыл придумать что-то новое, а, чтобы заполнить пробелы, он без оглядки на совесть ссылается на культовую серию «Назад в будущее» и играет с глобальными мелодраматическими паттернами. Именно очень насыщенный мелодраматизм заставит зрителя прослезиться у экрана.

Кондовые стратегии режиссёра при этом отлично работают и смотрятся даже свежо. Угадывать отсылки к «Назад в будущее» превращается в отдельное мета-развлечение.

А история Барри Миллера, хоть и не достигает размаха греческой трагедии Софокла, но всё же позволяет испытать катартический эффект.

Бэтмен возвращается

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 5

Персонаж-трикстер Бэтмен здесь предстаёт слегка в непривычном комедийном образе. Бену Аффлеку позволили поёрничать в сцене с Чудо-женщиной (Галь Гадот) и выступить в качестве объекта насмешки. Но важно другое — «Флэш» сумел наделить Бэтмена нехватающей ему в прошлом отцовской мудростью, герой словно свыкся с неотвратимостью своих травм и научился конвертировать горький опыт потери родителей в свою силу.

«Кто мы, без своих шрамов?» — вопрошает Брюс Уэйн с экрана.

Как психолог Брюс даёт потерянному Барри советы, осторожно и отстранённо, не вмешиваясь в его решения. А зря, ведь вскоре Аффлеку на замену придёт Майкл Китон — Бэтмен из фильмов Тима Бёртона конца 80-х и 90-х. В альтернативной вселенной он — отшельник, позволяющий своим прошлым подвигам пылиться в пещере. Образ обезоруживающий: ветеран-забулдыга, китоновский Бэтмен, поначалу нехотя перевоплощается в супергеройские одеяния, но всё же спешит разрулить проблемы непутёвого супергероя из будущего. Именно здесь Флэшу удаётся изменить что-то к лучшему, он вызволяет героя-летучую мышь из спячки в готическом замке и даёт ему новый шанс тряхнуть стариной.

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 6

Роль бёртоновского Бэтмена в этой истории не выдающаяся, он — второстепенный персонаж, впрочем, это же касается и Супергёрл, которая успевает лишь нахмурить брови в нескольких крупных планах и покрушить врагов на поле боя. Но все эти герои функционально важны для предфинального твиста, который позволит увидеть общий знаменатель между двумя Флэшами и появиться антагонисту — Обратному Флэшу. А ещё донести до путешественника во времени банальную, но нужную мысль: не все события можно исправить, некоторые из них — важные точки на карте времени и пространства, определяющие характер.

Весь фильм в сущности тонет в психологии, что для DC, да даже Marvel, вполне свойственно: каждый супергерой обладает своей уязвимостью и иногда следует уделить ей чуть больше экранного времени. На уязвимости Флэша выделили весь фильм и это отлично сработало.

В близком контакте с самим собой Барри Миллер обнаруживает свои слабые стороны и учится терпению. Сценарий сперва сильно противопоставляет героев: один — измученный жизненным опытом, другой — спонтанный и как-то по милому глупый парень без плана на будущее, но между ними и их мирами обнаруживается связь, — героев каждый раз губит их общая мотивация исправить неисправимое, что каждый раз приводит к ещё более ужасным последствиям.

Баталии и CGI — то, за что невозможно не поругать

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 7

Спасение мира во «Флэше» сильно выходит из-под контроля и, подходя к эпицентру роковых событий, сюжет обрастает злобой, неудобными чувствами, разочарованием и тревогой, освобождаясь от всех изначальных комических свойств. Становится не до шуток, когда Майкл Шеннон, блестящий суперзлодей, удостоенный лишь толики экранного времени, раскроет свой коварный план.

Однако сценаристы «Флэша» перемудрили — перегруз плоттвистов сильно сбивает кульминацию фильма, когда кажется, что точка невозврата пройдена, «Флэш» вновь совершает свой разбег, истории словно нет конца и края. По итогу харизма Шеннона и колкость зловещей развязки криптонианской линии всё же забирает всю мощь финальной трансформации главных героев-Флэшев.

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 8

Разочаровывает другое — сцены битв и путешествий во времени заставляют заскучать уже на второй-третьей минуте. Это частая проблема экшена в супергероике, который нередко кажется затянутым шоустоппером, а учитывая, что графонистые движения и очень неровный CGI — его кислород, то глубине и реализму попросту не протолкнуться. Лишь чудом драме удаётся сбыться на этом рафинированном экране, но для этого нужно смотреть на графику и нескладные декорации боя сквозь пальцы — я так и сделала.

Вердикт

Завершение киновселенной DC: «Флэш» — добрая рецензия для тех, кому фильм понравился - фото 9

«Флэш» — это весёленький, немного наивный блокбастер, который не предлагает зрителю ничего нового и движется по уже проторенным дорожкам. Но в его содержании, пусть и дистиллированно мелодраматичном, есть большой потенциал — это картина о семье, преемственности, о передаче опыта и наследия.

Выбранные темы рефлексии помогают фильму стать поворотным во всей саге о «ДиСишных» супергероях.

По итогу “Флэш” хочется назвать оригинальным, он умело маневрирует жанрами, постоянно меняет настроение от сцены к сцене, предлагая зрителю широкий спектр чувств. Режиссёру, ремесленникам и всем мануфактурщикам, работавшим на производстве этого кино, удалось лаконично и грамотно вспомнить всё, за что мы так полюбили экранизации комиксов DC, всегда такие разные в руках непохожих режиссёров. Накопленный предыдущими поколениями опыт кинематографии комиксов здесь не впадает на службу фан-сервиса, тем более появление Майкла Китона, Джорджа Клуни и даже Николаса Кейджа — точно не помогло собрать кассу.

Зато эта пересборка прошлого DC помогла сделать пронзительное завершающее повествование, в центре которого находится грустный супергерой, мечтающий повернуть время вспять и оказаться в доброй детской утопии, где ничего ещё не предопределено, а будущее ласково туманно.

Вместе с Барри Миллером мы перенеслись в эту точку неопределённости. В момент, когда дальнейшее развитие киновселенной DC неясно, но пронизано приятным предчувствием, что всё будет хорошо. Финал «Флэша» Мускетти поддерживает эту тёплую надежду.

Комментарии 4
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
guccikazanova
guccikazanova
лучший филь дс, тем более в сравнении с новыми марвелами, кроме стражей
ХиХиЧь
ХиХиЧь
Хз, многие ругаю, но мне зашло.