04 ноября 2023Игры

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций

Кадр из игры Songs of Conquest
Кадр из игры Songs of Conquest

Жанр пошаговых стратегий является одним из старейших в игровой индустрии. И его появлению во многом способствовали возможности ПК и консолей 80-х, в буквальном смысле не поспевающих за разыгравшейся фантазией разработчиков. Поэтому пришлось сделать геймплей пошаговым для того, что «железо» могло обработать все запросы. Да и геймерам такой вдумчивый и неторопливый геймплей по-прежнему очень нравится.

Предлагаем вам ознакомиться с нашим топом из 10 знаковых представителей жанра разных времён.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 1

Бессмертная классика от ныне несуществующей студии New World Computing, которую по-прежнему ставят в качестве примера для подражания. А ещё это один из первых проектов, официально изданных в России. Причём произошло это ещё в конце лихих 90-х, когда игровой индустрии у нас толком и не было. И счастливые обладатели ПК получили возможность легально опробовать новинку меньше чем через месяц после официального релиза.

Подобно прошлым частям, действие Heroes of Might and Magic III разворачивается в фэнтезийном мире, где нужно привести свою армию к победе, захватывая города. Важным аспектом игрового процесса стали RPG-элементы, позволяющие развивать героев. Чем выше уровень, тем больше навыков и умений доступно персонажам.

Стараниями ненавистной многими компании Ubisoft в 2015-м пошаговая стратегия получила второе рождения на мобильных платформах. Причём игру не стали портировать как есть, а переработали интерфейс под нужды сенсорных экранов и значительно обновили графику.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 2

В своё время Planetfall неплохо так удивила поклонников серии Age of Wonders, привыкших к фэнтезийному сеттингу. Здесь же геймеров ждёт путешествие в космос, и цель этого захватывающего приключения — узнать, что привело к упадку великой в прошлом цивилизации.

При этом Age of Wonders: Planetfall не является классической пошаговой стратегией, поскольку в ней присутствуют и элементы 4X. Этот термин, введённый рецензентом, а позже и геймдизайнером Аланом Эмрихом, подразумевает стоящий на четырёх китах игровой процесс — изучай, расширяй, эксплуатируй и уничтожай. И всем этим геймеру и предстоит заниматься в Age of Wonders: Planetfall.

Правда, на смену магии пришли тактические операции, а на выбор доступны шесть фракций со своими уникальными особенностями.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 3

Ещё одна знаковая представительница жанра, выдержанная в научно-фантастическом сеттинге. Причём куда более мрачном. Здесь игрока сразу встречают совсем не оптимистичной, хотя и довольно банальной завязкой про разумных роботов, восставших против своих создателей. То есть всего человечества. Уже в первые дни противнику удалось разгромить большую часть кораблей, поэтому тыловому адмиралу Лючинде Каин придётся довольствоваться оставшимися боевыми единицами.

Поскольку силы неравны, предстоит заниматься сразу двумя вещами — противостоять атакам врага и одновременно с этим заниматься производством новых кораблей. Сражаться с роботами дозволено не только в одиночку, но и в мультиплеере. Также можно бросить вызов другим игрокам в ожесточённых флотских сражениях.

В отличие от многих представителей жанра (особенно классических), Battlestar Galactica Deadlock доступна не только на ПК, но и консолях.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 4

Disciples возникла как более «мрачный» ответ популярной в 90-е Heroes of Might and Magic. И самой удачной признаётся именно вторая часть. Геймплей сочетает в себе пошаговые тактические сражения и ролевые элементы, позволяющие совершенствовать навыки персонажей. Сражения куда менее масштабные, а графика не в пример лучше третьей Heroes of Might and Magic по очевидным причинам — проект вышел на несколько лет позднее.

В игре предусмотрены четыре фракции, каждой из которых посвящена отдельная кампания с семью миссиями. Также для Disciples II: Dark Prophecy вышло несколько дополнений. Подобно Heroes of Might and Magic, серия со временем перешла в руки российских разработчиков, которые выпустили неплохой, но весьма спорный сиквел, буквально разделивший фанатов на два лагеря.

Занятный факт — Disciples II: Dark Prophecy когда-то давно намеревались портировать на портативную Nintendo DS, но что-то не срослось. При желании в сети можно найти скриншоты отменённого проекта.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 5

Как вы уже поняли, авторы пошаговых стратегий редко изменяют фэнтези и футуризму при выборе сеттинга. Не стала исключением и Endless Space 2, события которой разворачиваются в бескрайних просторах галактики. Игра объединила в себе захватывающие приключения с изучением древних цивилизаций, возведение собственной колонии и, конечно же, сражениями с противоборствующими фракциями.

Космическим боям в Endless Space 2 уделено особенное внимание. Мало того, что они великолепно поставлены, так ещё игроку доступен продвинутый редактор, позволяющий создать свой уникальный корабль. К недостаткам можно отнести несколько мудрёный интерфейс.

Для и без того масштабного проекта впоследствии вышло несколько дополнений, так что он без проблем увлечёт вас на десятки, если не сотни часов захватывающего времяпровождения.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 6

Ещё один «мамонт» игровой индустрии, рождённый стараниями легендарного Сида Мейера. Civilization вышла в начале 90-х и, по правде говоря, не была чем-то по-настоящему новаторским. Схожие элементы геймплея можно было наблюдать в SimCity и в Populous за авторством не менее легендарного Питера Молиньё, которого позже не иронично назовут «главным лжецом в игровой индустрии».

Однако Civilization сделала ставку на масштаб. И здесь геймеру, как несложно догадаться по названию, предстоит возвести целую цивилизацию буквально из ничего и провести её через несколько эпох. Каждый временной отрезок накладывает отпечаток не только на сеттинг, но и геймплей. Своё разнообразие в игровой процесс вносила и процедурно-генерируемая карта. Причём заметьте — это ещё в бородатые 90-е.

Создавший Civilization Сид Мейер уже давно не связан напрямую со своим детищем, но серия прекрасно развивается и без своего некогда главного идеолога. И с каждым разом она становилась всё краше. Поэтому в нынешних реалиях имеет смысл обратить внимание разве что на Sid Meier’s Civilization VI, вобравшей в себя лучшие элементы предшественниц.

В 2021-м на «Игромании» вышел большой материал, посвящённый Сиду Мейеру, подарившему игровой индустрии не только «Цивилизацию», но и ряд других знаковых проектов.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 7

Ещё один гибрид пошаговой и 4X-стратегии, в концептуальном плане схожий с Civilization. Игроку предстоит создать свою цивилизацию и провести её через шесть эпох развития, возводя города и сражаясь с захватчиками. В самом начале пути можно взять за основу одну из десяти основанных на исторических обществах цивилизаций. Плюс в Humankind присутствует процедурная генерация, сулящая большой реиграбельностью. Ведь каждая новая игра будет отличаться от предыдущей.

Примечательны также и тактические сражения, во многом отсылающие к ролевым играм. В бою учитываются не только особенности разных юнитов, но и окружающей местности. И, в отличие от той же Civilization, условия для победы над противником только одно — получение большего количества очков славы по прошествии определённого количества ходов.

Над проектом работала Amplitude Studios, до этого создавшая вышеупомянутую Endless Space 2. По мнению разработчиков, именно Humankind стала их magnum opus, воплотившим все лучшие идеи команды.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 8

И снова просто хороший представитель жанра, выдержанный в научно-фантастическом сеттинге. Серию уже впору величать классикой пошаговых стратегий, поскольку первая часть появилась на свет ещё в 2003-м. Третья часть, равно как предшественницы, всё так же посвящена противостоянию различных фракций, пытающихся доминировать в галактике.

Победу не обязательно завоевывать кровопролитной войной. Можно пойти другими путями и добиться влияния через дипломатию или величайшие открытия. Или добыть кристаллы Вознесения и дальше идти по высшему плану.

Galactic Civilizations III стала особенно знаковой для серии благодаря добавлению мультиплеера. Также для неё вышло три дополнения.

Master of Orion: Conquer the Stars

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 9

Master of Orion — ещё одна легендарная серия, существующая уже три десятка лет. Именно её Алан Эмрих в своё время назвал 4X-стратегией, поэтому первую часть по праву можно считать родоначальницей жанра. Классические части сейчас скорее представляют чисто музейный интерес, поэтому имеет смысл начать своё знакомство сразу с вышедшей в 2016 году Master of Orion: Conquer the Stars.

Сразу стоит оговориться, что проект не привносит ничего нового в жанр — просто является очередным крепким его представителем. Геймеру, взявшему под контроль одну из 10 рас, предстоит сражаться за мировое господство. Причем одолеть врагов можно не только в масштабных битвах, но и с помощью дипломатии. Подход, присущий многим пошаговым стратегиям.

Master of Orion: Conquer the Stars вышла в двух изданиях — обычном и коллекционном. Последнее примечательно не только рядом бонусов, включая предыдущие части, но и наличием эксклюзивной фракции.

ТОП-10 пошаговых стратегий на ПК: космические битвы и строительство цивилизаций - фото 10

Закончить рассказ хотелось бы о подающем надежды проекте, вышедшем в раннем доступе в 2022 году. Songs of Conquest во многом отсылает к классическим представителям жанра, о чём свидетельствуют не слишком мудрёный геймплей и довольно простенькая по нынешним меркам графика. При этом игра может похвастаться большим разнообразием врагов, характерных для каждого из многочисленных биомов, а также наличием редактора уровней.

Последний ничем не отличается от того, которым пользовались разработчики. А, значит, творческие игроки не будут скованы в своих возможностях, и смогут не просто создать новые локации, но и прописать скрипты, диалоги и так далее.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
koprocefal
koprocefal
Я только Червяков уважаю.